Россия за последние годы превратилась в одну из ведущих автомобильных держав на планете. В 2012 г. по производству легковых автомобилей страна заняла восьмое, по продажам - седьмое место в мире. Свои заводы в России успели построить практически все крупнейшие компании мира. Но стремительное обесценение рубля (с начала года он подешевел по отношению к доллару на 11,15%, к евро - на 11,52%) на фоне продолжающегося падения рынка вызывает обеспокоенность у топ-менеджеров автоконцернов.
«Меня больше всего сейчас беспокоит не политическая ситуация, а ослабление рубля», - сказал «Ведомостям- генеральный менеджер Renault Eurasia Бруно Анселен. Главное сейчас для Renault в России - преодолеть последствия девальвации: «Но и у конкурентов точно такая же ситуация - они волнуются из-за девальвации не меньше и даже больше».
По словам управляющего директора PSA Peugeot Citroen по России, Украине и странам СНГ Кристофа Бержерана, основная проблема России сейчас - слабость экономики: рост затормозился, рубль обесценивается. «Если даже вы ввозите не автомобили, а комплектующие, за них вам приходится платить в евро, который дорожает. В результате прибыльность снижается. Эта ситуация плоха не только для нас - для всех. Вдобавок ко всему российский рынок сам по себе не хорош: по первым оценкам, продажи в феврале 2014 г. сократились на 3-5% по сравнению с февралем 2013 г.», - указывает Бержеран.
«Для нас как производителя, импортирующего автомобили, важна стабильность валютного курса, - сказал президент Mitsubishi Motor Company (MMC) Осаму Масуко. - Но проблемы, которые происходят между Россией и Украиной, могут оказать влияние на весь мир, в том числе и на Японию. К примеру, от локального конфликта может вновь укрепляться иена, что для Mitsubishi, как экспортера, не очень хорошо».
«Сейчас главный вопрос - обменный курс рубля, - соглашается главный управляющий директор Ford of Europe Барб Самарджич. - У нас в России отличный партнер - Sollers - и фантастический производственный план, надеюсь, что нам удастся его выдержать».
«Новости меняются каждый час, мы внимательно следим за развитием ситуации, - говорит предправления Daimler Дитер Цетше. - В первую очередь нас беспокоит судьба людей, и в этом смысле экономические перспективы вторичны».
«Если местные валюты продолжат свое падение, возвращение к евро может стать темой, - предупреждает Анселен. - Но пока такой вариант не рассматривается».
Автопроизводителям ничего не остается, как потихоньку повышать цены. Renault поднимала цены в России с 1 января, затем с 1 марта и с большой долей вероятности вновь поднимет их с 1 апреля, говорит Анселен. Цены на ряд моделей PSA Peugeot Citroen в России выросли в январе, затем в марте, говорит Бержеран. «Думаю, что существует риск и дальнейшего повышения цен, - продолжает он. - Уникальность российского рынка в том, что последние годы инфляция в стране составляла 5-6%, а автомобили дорожали на 2%. Новую модель Peugeot-2008 мы представили в России в конце февраля, но уже с марта были вынуждены поднять на нее цены, так как условия бизнеса изменились».
Ford Sollers (производит автомобили Ford в России) поднимал цены с 1 февраля и затем с 1 марта, а сейчас обсуждает вопрос дальнейшего повышения цены с 1 апреля.
«Проблема снижения курса рубля касается всех производителей в России - как импортеров, так и локальных производителей», - сказал президент MMC Russia Наоя Такаи.
- Мы пока не меняли рублевые цены, но курс вырос настолько, что изменений избежать не удастся. Мы очень внимательно следим за нашими конкурентами на рынке и будем следовать общему тренду".
Цены на Renault в России (лидер по продажам среди иномарок) повышались на весь модельный ряд: сначала на 1,5-2%, затем еще на 1,5% на локально выпущенные автомобили и на 2% - на импортированные, пояснил руководитель направления Renault компании «Автомир- Николай Лемехов.
В феврале в России повысились цены на все модели Chevrolet и Opel на 5%, кроме Opel Mokka (подорожал на 2,5%), сказал директор по связям с общественностью «GM Россия- Сергей Лепнухов. По его словам, компания следит за ситуаций на рынке и не исключает дальнейшего повышения цен.
Несколько дилеров Volkswagen говорят, что с начала года цены на эти автомобили не поднимали, но это ожидается во II квартале. Hyundai пока не планирует повышать цены, они смотрят за ситуацией, говорят менеджеры трех автодилерских компаний. Kia тоже «в раздумьях», говорит топ-менеджер еще одной дилерской компании.
Цены на весь модельный ряд Ford повышались в феврале на 1%, в марте - на 2%, поясняет представитель Ford Sollers.
С января подорожали семь моделей Toyota (включая RAV 4, Land Cruiser Prado) на 0,9-2%, говорит представитель концерна в России. Следующий пересмотр цен традиционно будет ближе к середине года, говорит он.
«С другой стороны, эта девальвация дает дополнительные преимущества российским автопроизводителям - и "АвтоВАЗу" в том числе, - отмечает Анселен (у Renault-Nissan контрольный пакет акций компании). - Потому что доля локальных комплектующих у "АвтоВАЗа" - более 95%. В новых условиях это однозначно повышает конкурентоспособность российских производителей по сравнению с европейскими, японскими, корейскими. Наши цены растут, и у "АвтоВАЗа" есть шанс нарастить своих продажи».
В ближайшей перспективе российский автомобильный рынок будет сокращаться быстрее, чем в 2013 г., прогнозирует директор Auto-dealer.ru Олег Дацкив. Мало кто будет думать о покупке или замене автомобиля, пока сохраняется напряженность в стране и мире из-за ситуации на Украине, дешевеет рубль и растут цены на иномарки, поясняет он. «АвтоВАЗ- вряд ли выиграет в этой ситуации. В России продается много бюджетных иномарок и все они, как правило, локализованы, а значит, дорожать будут меньше и медленнее импортируемых, указывает Дацкив.
Представитель «АвтоВАЗа- от комментариев отказался.