Известный столичный ресторатор: большинство ресторанных проектов - в лучшем случае калька с зарубежных аналогов

- Как попали в сферу общественного питания и почему выбрали именно ее?

- В сферу общественного питания попала не случайно. Оплачивать учебу было не по карману, поэтому сначала пришлось устроиться на работу. На тот момент уже знала, чем хочу заниматься, и поступила в Институт предпринимательской деятельности на факультет «Бизнес-администрирование». С успехом окончила его и получила специальность «Менеджер-экономист. Управление на малом и среднем предприятии». Когда выпускалась из института, уже работала в «Пицца Темпо- и диплом, за который получила 2-е место на республиканском конкурсе, писала на базе нашего, тогда еще небольшого предприятия.

- Есть ли у вас помимо основного занятия хобби, увлечения? Чем занимаетесь в свободное от работы время?

- Поскольку я училась в школе с музыкально-хоровым уклоном, моим хобби была и остается музыка разных жанров и исполнителей. Из белорусских артистов люб­лю Инну Афанасьеву и Алексея Хлестова. Кроме этого, в свободное время занимаюсь спортом. Летом предпочитаю велосипед, а зимой - коньки и лыжи.

- Поделитесь секретом успеха: что нужно делать для того, чтобы заведение общественного питания стало популярным.

- Настоящий успех возможен только при полном учете и взаимосвязи нескольких факторов - это концепция, месторасположение, персонал. Отдавая предпочтение развитию только одного из них, мы можем потерпеть фиаско.

- Быть может, вы изучаете вкусовые предпочтения минчан и назовете их любимые блюда?

- Особое место, например, занимают угощения из картофеля. Это и драники с мясом, лососем или беконом, и картофельные пирожки, и картофельная бабка. Немалой популярностью пользуется рулька с квашеной капустой. Стараемся, чтобы меню было разнообразным. В нем большой выбор овощных и мясных салатов, горячих блюд из мяса, рыбы и птицы, супов и десертов.

- По-вашему, белорусская ресторанная сфера достаточно развита? Или есть еще чему поучиться у западных рестораторов?

- Ресторанный бизнес в Беларуси находится в зачаточном состоянии. Как правило, у нас не разрабатывают свою концепцию, какую-то оригинальную идею. Большинство ресторанных проектов - в лучшем случае калька с зарубежных аналогов, а вот интерьер, меню, обслуживание адаптированы под наш менталитет.

- Как сказываются непростые в экономическом плане времена на популярности заведений общественного питания?

- Как правило, сфера отдыха и развлечений в кризисные периоды всегда страдает. Люди стремятся сократить необязательные расходы и отложить приятное времяпрепровождение до лучших времен. Однако, несмотря на серьезное ухудшение экономических условий, лучшим представителям отечественного ресторанного бизнеса в нынешнем году удалось сохранить клиентуру. Тем не менее, практически всем заведениям пришлось пересмотреть меню в сторону его сокращения и убрать многие импортные ингредиенты в блюдах, заменив их белорусскими. Устойчивость к кризису во многом зависит от формата ресторана, его ценовой категории и целевой аудитории.

- Что проще: удержать постоянных клиентов или привлечь новых?

- Качественное обслуживание гостей кафе или ресторана неизменно влияет на сумму, которую клиенты оставляют в заведении. Существует одна важная формула: чем больше вы потратите на сервис, тем больше приобретете постоянных клиентов. Впечатляющая закономерность - удержать клиента с помощью повышения качества сервиса стоит в среднем в 7,5 раза дешевле, чем привлечь на его место нового.

- Как отнеслись к награде «Минчанин года-? Предвидели, что получите ее, или это стало для вас неожиданностью?

- Номинация «Минчанин года- в 2013-м - заслуга всего нашего большого и дружного коллектива, начиная от рядовых сотрудников, которым хочу сказать большое спасибо за их самоотверженный труд, и заканчивая трудолюбивым административным персоналом, на котором лежит вся ответственность за хороший прием наших гостей.