Предрождественский покупательный бум начался уже в первые выходные декабря, когда автомобильные стоянки перед торговыми центрами были забиты до отказа. Найти свободное место на стоянке возле таллиннского центра Ülemiste было очень трудно даже под вечер в середине недели. Непосредственно после завершения рабочего дня в торговых центрах стоит суета, покупателей полно во всех магазинах.
В кассах магазина бытовой техники Euronics образуется очередь, люди уходят с большими и маленькими полиэтиленовыми пакетами. Молодая женщина покупает своей дочери подросткового возраста утюжок для выпрямления волос, другая в качестве рождественского подарка приобретает сыну наушники. Дама почтенного возраста пришла в магазин за ноутбуком, а подальше от касс молодой человек внимательно изучает технические товары.
«Я пришел себе за рождественским подарком», - сообщает работающий главным специалистом в сфере электроснабжения Таави Янно, который только что купил подарки своему девятилетнему сыну. «Как и многие другие дети, он захотел в подарок iPad. Но я не купил. Если будет нужно, то куплю, но в данный момент не стоит заводить его просто ради хвастовства», - полагает мужчина, купивший ребенку увлекательные компьютерные игры, которые его сын тоже хотел получить.
Лично для себя Янно подыскивает в магазине Euronics что-нибудь полезное, но не то, что будет пылиться на полке. В этом году на все подарки он планирует потратить денег чуть больше, чем в предыдущем, примерно 200 евро.
Тележки для товара переполнены
Молодые ребята Кадри Яласто и Пауль Еэбик пока еще не придумали, что будут дарить. «Хотелось бы, чтобы подарок не был простой безделушкой, которая будет где-нибудь валяться, от него должна быть польза. Да и не всегда стоит покупать именно вещи, ведь подарить можно и билет в театр», - полагают они.
По словам Кайли Никкинена, директора по маркетингу предприятия Sandman Grupp, владеющего магазинами Euronics, под нынешнее Рождество хитами продаж являются небольшие бытовые приборы, например, блендер со стеклянной крышкой от Severin, стоимостью 37 евро или дорогостоящий блендер Stollar, стоящий в пять раз дороже.
Хитом уходящего года стал многофункциональный кухонный комбайн стоимостью свыше ста евро. Как и в прежние годы на сей раз в подарок также покупают нагреватели для воды, но особым спросом пользуются планшетные компьютеры.
По словам директора магазина дигитальной техники Klick Лаури Пыллула, как правило, люди сбегаются на распродажи. В этом году рождественским хитом Klick стала зеркальная фотокамера Canon за 327 евро, ее обычная цена 599 евро. Пыллула полагает, что людей привлекает как льготная цена, так и курс обучения для начинающих, который прилагается к покупке.
Популярными подарками остаются также смартфоны и планшетные компьютеры. «Часто планшеты особенно желанны для младших членов семьи, так же обстоит дело и с телефонами», - констатирует Пыллула.
В числе прочего многие покупают электронные сигареты, аккумуляторные блоки, вертолеты с дистанционным управлением, кофейные машины для приготовления эспрессо и телевизоры.
«Самые тяжелые времена миновали, и кажется, что в этом году клиенты более уверенней и решительней тратят деньги. Уже сейчас наш декабрьский оборот выше, чем в любой другой месяц. Многолюдно также возле рождественских атрибутов супермаркетов. Очереди длиннее, чем обычно, тележки для покупок перегружены. По словам пресс-секретаря Maxima Eesti Эркки Эрилайда, нынешний рост зарплат существенно сказался на продажах.
"Стало заметно, что люди смелее делают рождественские покупки, тележки для товара загружены более основательно и в них гораздо больше дорогостоящих подарков", - отмечает он.
Например, в Maxima более успешно, чем в прошлом году, идет продажа игрушек. "Помимо игрушек, больше, чем в прошлом году, покупают в подарок бытовую технику, например, микроволновые печи, тостеры и нагреватели для воды", - отмечает Эрилайд.
В сети магазинов Maxima самые продаваемые товары - это теплые домашние тапочки, тренажеры, телевизоры, ароматные свечи, сковородки с керамическим покрытием и планшетные компьютеры.
Игрушки пользуются популярностью и в других супермаркетах, так же раскупаются всевозможные кухонные принадлежности, CD, DVD, санки и многое другое. Пресс-секретарь Selver Анника Вилу отмечает, что предпочтения людей относительно подарков из года в год похожи, например, всегда были очень популярны книги.
В центрах торговли предпраздничная суета
"Хотя на предпочтения покупателей влияет определенный товар, какие именно книги, игрушки или предметы посуды в данный момент популярны, - размышляет она. - Влияет также и погода - если непосредственно перед Рождеством выпадает много снега, то дарят лопаты для уборки снега и детские санки, если же снега не видно, то такой товар залеживается на прилавках".
В четверг вечером в торговом центр Viru тоже царит оживление. Больше всего людей собирается в магазинах техники и украшений, а также в представительствах операторов мобильной связи, однако немало любопытствующих и в атриуме возле прилавков с подарками, в магазине дисков и в Tiimari.
"В период Рождества царит приятная предпраздничная суета, и посетителей довольно много, хотя скачкообразного повышения покупательной активности по сравнению с рождественским периодом прошлого года я не вижу", - делится соображениями директор по маркетингу и коммуникации Центра Viru Тайви Койтла.
По его словам, потребление по сравнению с периодом годичной давности стало намного рациональнее и ответственнее. Директор по маркетингу Kaubamaja Анне-Лийс Остов уверена, что в нынешнем году люди так же, как и в прошлом, приобретают подарки индивидуально для определенного человека, исходя из его желаний, и эта тенденция продолжается.
Розничная продажа выросла на 5 процентов
"Все подарки очень продуманы и практичны, спонтанные подарки покупают теперь реже", - считает она. В Детский мир люди приходят с конкретным пожеланием или с идеей. Студентка Сандра Метсис, купившая игрушки для своих маленьких родственников, предполагает потратить на подарки примерно 150 евро.
На семейном совете было решено, что все покупки будут в пределах двадцати евро. "Цель ведь в том, чтобы и самому получить удовольствие от подарка, который ты преподнесешь, и порадовать своих друзей и близких, - говорит женщина. - Очень дорогие рождественские подарки скорей остались в прошлом, хотя экономическое положение в то время, возможно, еще не было столь благоприятным".
По мнению исполнительного директора Союза торговцев Эстонии Марики Мерилай, 2013 год был для торговцев успешным. Согласно статистическим данным, за десять месяцев розничная продажа в постоянных ценах выросла на пять процентов. По оценкам руководителей торговых предприятий, рост объемов розничной продажи продолжится и в следующем полугодии. Рост розничных продаж обусловлен экономическим ростом, увеличением доходов и уверенности в будущем потребителей.
Рост потребительской уверенности фиксируют и данные института конъюнктуры, согласно которым, более, чем у половины потребителей доходы равны расходам и более трети способны откладывать на будущее.
В нынешнем году выше средних показателей выросли объемы розничных продаж в магазинах хозяйственных принадлежностей, бытовой техники и строительных материалов, а также в других специализированных магазинах, которые торгуют преимущественно компьютерами, фототехникой, книгами, спортивными товарами и игрушками.
Люди предпочитают покупать подарки перед праздниками в интернет-магазинах
Специалист по маркетингу Карл Кукнер, выбирая подарки, предпочитает обходить стороной торговые центры.
"Только один подарок я купил в обычном магазине, остальные заранее приобрел через Интернет", - сказал Кукнер, по словам которого заказать подарок в интернет-магазине довольно просто и удобно, да и цены в них в несколько раз ниже.
Как сказала пресс-секретарь ЕМТ Кая Сепп, в последние дни резко увеличилась интернет-торговля. "Очевидно, что людям совсем не хочется накануне Рождества ходить по магазинам, они предпочитают заказывать товары через Интернет и получать их с курьером", - сказала она.
В декабре в интернет-магазине фирмы Elion продажа товаров выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 20 процентов, причем доля покупок, сделанных через Интернет, составила почти 50 процентов всего объема продаж. Так, 70 процентов клиентов заказывают телевизоры через интернет-магазин.
По словам заведующего отделом розничной торговли Elion Айвара Отса, перед праздниками в интернет-магазине больше всего купили смартфонов и планшетов, на втором месте телевизоры и игровые приставки. Популярность интернет-торговли, считает он, объясняется тем, что это просто и безопасно для клиента.
"Нет необходимости стоять в очереди, искать парковочное место, кроме того, в интернет-магазине тоже гарантировано персональное обслуживание", - сказал он.
Хиты подарков
Техника
• Смартфоны
• Планшетные компьютеры
• Ноутбуки
• Зеркальные фотокамеры
• Игровые приставки
• Электрические чайники
• Наушники
• Блендеры
• Мультифункциональные кухонные комбайны
• Увлажнители воздуха
• Вентиляторы
• Телевизоры
Источники: представительства операторов мобильной связи,
Euronics, Klick
Игрушки
• Мягкие игрушки
• Наборы LEGO И LEGODUPLO
• Сборные конструкторы
• Животные Furby
• Говорящая кукла Bambolina
• Летающие феи
• Интерактивная игрушка
"Зайчик"
• Куклы La Dee Da
• Черепашки ниндзя
• Куклы Barbie и Monster High
• Игрушечные автомобили
Hot Wheels, Welly и Siku
• Настольные игры и пазлы
Источники: магазин игрушек Juku, Kaubamaja, супермаркеты