Китай стал крупнейшей страной по торговле товарами в 2013 г. Общая стоимость китайского товарооборота выросла на 7,6% до $4,16 трлн, экспорт - на 7,9% до $2,21 трлн, импорт - на 7,3% до $1,95 трлн, показали предварительные данные Главного таможенного управления страны. Данные по США еще не опубликованы, но товарооборот за 11 месяцев 2013 г. вырос на 5,2% - до $3,57 трлн. Отрыв КНР от США по итогам 2013 г. составит около $250 млрд и в 2014 г. увеличится, прогнозирует Раджив Бисуас из IHS.
По данным Всемирного банка, вес КНР в глобальной торговле товарами вырос с 2000 г. более чем в три раза - с 3 до 10%.
Китай сделал ставку на увеличение объемов международной торговли с началом рыночных реформ Дэн Сяопина в 1978 г. Наращивание экспорта позволяло ускорить экономический рост, который составлял в среднем 9,9% в год. Крупнейшим экспортером Китай стал еще в 2009 г.
Китайскую торговлю в 2013 г. поддержало улучшение ситуации в экономиках Евросоюза и США, пишут аналитики Bank of America Merrill Lynch. Торговый профицит КНР в 2013 г. вырос на 12,8% до $259,8 млрд.
В 2014 г. торговые показатели КНР будут выше благодаря улучшению ситуации в мировой экономике, структурным реформам и снижению цен на сырье, считают китайские чиновники. Это поможет компенсировать растущую стоимость кредитования и рабочей силы, заявил представитель Главного таможенного управления страны Чжан Юэшэн. Но в долгосрочной перспективе темпы торговли будут снижаться, признает он. В декабре 2013 г. темпы роста промпроизводства в КНР показали первое замедление за полгода, а индекс закупок менеджеров снизился с 51,4 пункта до 51. Экономика замедлится с 7,8 до 7,6% в 2014 г., прогнозирует Госсовет КНР.
Экономическая стратегия Госсовета изменилась еще в 2010 г.: правительство страны сделало ставку на качественный рост ВВП и снижение среднегодовых темпов экономики до 7% до 2020 г., фокус сместился со стимулирования экспорта на подогревание внутреннего спроса. Мировые концерны делают ставку на рост среднего класса в КНР и увеличение продаж. Китайский рынок автомобилей премиум-класса к 2020 г. будет расти в среднем на 12% в год и уже к 2016 г. обгонит рынок США, прогнозирует McKinsey. Для автомобилей BMW Китай в 2013 г. стал крупнейшим рынком сбыта, продажи выросли на 20% до 390 713 автомобилей, отчитался концерн.
Китай остается мастерской, а США сохраняют интеллектуальный перевес, пишет Bank of America Merrill Lynch. Торговля услугами в США составляет $1,07 трлн против $471 млрд в КНР.