Телеканалу «Дождь- только через суд удалось зарегистрировать товарный знак для своей программы «Москва велосипедная». Сначала Роспатент отклонил заявку, посчитав, что этот товарный знак будет вводить потребителей в заблуждение. По мнению экспертов, у потребителей могли возникнуть четкие ассоциации с производителем велосипедов из Москвы. Однако «Дождю- удалось добиться отмены решения Роспатента и закрепить за собой товарный знак.
Социальный проект «Дождя- «Москва Велосипедная- был запущен весной 2011 года. В его рамках в Москве установили велопарковки, провели открытый велопраздник в парке Горького, запустили ресурс krutipedali.оrg.
Помимо традиционного для телепрограмм класса 38 (телекоммуникации) «Дождь- пытается зарегистририровать знак «Москва велосипедная- также по классу одежды, средств передвижения и спортивных и культурно-просветительских мероприятий.
Как отмечают эксперты, случаи когда телеканал регистрирует программу по классам, не относящимся к своей прямой деятельности, единичны. За такой регистрацией обычно стоит четкий расчет, уверена Наталья Золотых гендиректор Transtechnology.
- Если программа регистрирует товарный знак не только для услуг которые оказывают, но и для одежды, то скорей всего они планируют диверсифицировать свою деятельность, - считает она.
Схожего мнения придерживается и Сергей Зуйков, патентный поверенный, генеральный директор компании «Зуйков и партнеры».
- По другим классам товарные знаки для телепрограмм регистрируют редко, только когда есть планы заработать еще и в тех областях, по которым идет дополнительная регистрация. Я помню был спор из-за программы «Смак», знак хотели зарегистрировать еще для продуктов питания и возник спорт с Макаревичем.
Зуйков предполагает, что, вероятно, у «Дождя- будут еще другие проекты с учетом классов, по которым идет регистрация. Скорее всего, канал будет запускать что-то, связанное с велосипедами, одеждой и спортивными мероприятиями.
Желание руководства телеканала «Дождь- заработать еще на чем-то кроме платных трансляций своего контента понятно. С сентября 2013 года годовая подписка на «Дождь- стоит 1 тыс рублей, доступ ограничен к прямому эфиру и архиву канала. Количество подписчиков «Дождь- не разглашает, однако, по некоторым данным, их пока недостаточно для того, чтобы телеканал чувствовал себя финансово уверенно.
На телеканале «Известиям- заявили, что «Дождь- действительно планирует развивать «Москву велосипедную- и далее - сделать ежегодный велопробег более масштабным, устраивать велопарковки. Брендировать товарным знаком одежду и обувь планов пока нет.
- В данный момент на сайте канала уже функционирует интернет-магазин, в котором можно купить продукцию со слоганами про «Дождь-: футболки, толстовки, кружки и прочее, - напомнил представитель телеканала.
Регистрация товарных знаков для телепрограмм по традиционному 38 классу (телекоммуникации) является общей практикой, сообщил Сергей Зуйков, патентный поверенный, генеральный директор компании «Зуйков и партнеры».
- Товарные знаки постоянно регистрируют для программ. Кто-то делает это до выхода в эфир, кто-то после, - отметил он.
Зуйков пояснил, что вокруг авторских прав в сфере телевидения возникают конфликты.
- Например, мы были вовлечены в конфликт между СТС и «Телеформатом- по товарному знаку «Галилео». Тогда вещатель и производитель программы не могли договорится, кому принадлежат права на бренд. - вспоминает эксперт. - В итоге спор закончился, как захотела немецкая компания-основоположник этого формата. Они заключили договор с СТС, подтвердив права вещателя. Таких конфликтов довольно много.