Как руководителю извлечь пользу из вспышек собственной ярости

В американских офисах с недавних пор вошло в моду словосочетание «гнев гендиректора». В качестве хрестоматийного примера многие приводят вспышки ярости Стива Джобса в конце его жизненного пути. И эксперты хором утверждают, что на самом деле в таких проявлениях злости нет ничего плохого. Напротив, губительными могут стать попытки скрыть гнев. Исследование «Развитие взрослых», проведенное в Гарварде, показало, что демонстрация гнева хорошо сказывается на карьере, а лучшее средство самозащиты - непробиваемый оптимизм. Исследователи обнаружили, что люди, скрывавшие злость, чаще признавались, что достигли потолка в карьере.

Еще одно исследование, проведенное в Институте изучения стресса при Стокгольмском университете, выявило, что попытки скрыть гнев приводят к болезням. «Люди, которые не показывали никому на работе, что они разозлились, подвергали себя повышенному риску сердечно-сосудистых заболеваний», - говорит профессор Констанс Лейнвебер.

Это, конечно, не означает, что в офисе нужно по каждому поводу выходить из себя. Напротив, вы должны признать, что злость - естественная реакция, которой надо пользоваться осмысленно. Но как быть злым преднамеренно?

Майк Лейблинг, карьерный коуч и автор книги Working with the Enemy («Работа с врагом-), говорит: хитрость в том, что надо отличать эмоцию злости от злобных мыслей. Спонтанная эмоция длится обычно 20 секунд. Если в этот момент вы направляете свои эмоции на конкретную личность, то скорее всего это будет неконтролируемая вспышка гнева, за которую вам потом придется извиняться.

Лейблинг советует успокоиться до того момента, как вы начинаете выражать свой гнев. «Выйдите из комнаты на одну-две минуты», - предлагает он. Вы вернетесь все еще злым, но сможете контролировать раздражение. Смысл - в осознанном выборе, а не в том, чтобы идти на поводу у своих эмоций.

Что следует сказать, когда вы уже овладели собой? Для начала не переходите на личности. Нельзя, например, говорить: «Проект провалился, потому что ты круглый идиот!- Такой ответ не дает вашему оппоненту возможности ответить хоть что-нибудь. Если же вы скажете, что злитесь из-за самого провала, вы оставите вашему собеседнику возможность обсудить случившееся в конструктивном ключе.

Если вы раздражены, но не злитесь по-настоящему, вы можете выразить ваши чувства, слегка изменив тон голоса. Однако достаточно ли ваш собеседник умен, чтобы понять намек? «Иногда надо говорить людям все прямо в лоб», - признает Лейблинг.

Когда человек злится постоянно, то, возможно, его гложет чувство обиды. Выясните причину вашей обиды и попытайтесь ее устранить, советует эксперт. Кроме того, если вы постоянно злитесь на кого-то, то, возможно, на самом деле вы злитесь на себя, за то что не можете справиться с проблемой. А это приводит к затяжному стрессу. «Лучше выясните открыто отношения с человеком, который вас раздражает», - предлагает Лейблинг.

И наконец, дозируйте вспышки гнева. Если вы срываетесь каждый день, люди не только не обеспокоятся вашим поведением, они вообще не будут принимать вас всерьез. «Вы должны вести себя как взрослый человек, который управляет своими эмоциями. Но оставайтесь при этом живым человеком. Людям свойственно время от времени проявлять вспыльчивость, это почти синоним человечности», - заключает Лейблинг.

FT, 2.03.2014, Мария Подцероб