В прошлую пятницу Управление Панамского канала сообщило о том, что ему наконец удалось прийти к соглашению с GUPC, занимающимся расширением канала. Работы по расширению Панамского канала возобновятся в самое ближайшее время. GUPC, возглавляемый итальянской Salini Impregilo of Italy и испанской Sacyr Vallehermoso, выиграл тендер на строительство третьей судоходной линии канала в 2009 году. Стоимость работ оценивалась тогда в $3,1 млрд. В самом конце 2014 года консорциум неожиданно потребовал от Панамы выплаты дополнительных $1,6 млрд в связи с новыми неизбежными расходами. Панамские власти сначала отказалась платить, а потом заявили, что готовы передать этот вопрос на рассмотрение международному арбитражу. В конце января GUPC заявил о прекращении работ.
Как заявил глава управления Хорхе Кихано, теперь сложные переговоры подошли к концу, соглашение с GUPC будет подписано в четверг. В соответствии с соглашением работы по расширению канала должны быть завершены к декабрю 2015 года, каждая из сторон - ACP и GUPC - инвестирует в строительство дополнительные $100 млн. Также страховщик строительства Zurich North America выпустит облигации на сумму $400 млн. Вопрос о $1,6 млрд будет передан на рассмотрение международного арбитража.
Частично работы были возобновлены уже 21 февраля. В ближайшее время они должны возобновиться в полном объеме. Господин Кихано подчеркнул, что консорциум «не получит от них больше никаких денег-: «Мы должны быть осторожны, потому что отношения с консорциумом, надо признать, не слишком хороши. Мы внимательно следим за тем, как идут работы. Все эти суммы будут направлены непосредственно в проект, их не удастся перекачивать акционерам». Еврокомиссар по промышленности и предпринимательству Антонио Таяни назвал это соглашение ключевым: «Это один из важнейших инфраструктурных проектов в мире».
Еще в 2009 году решение Панамы передать контракт на строительство третьей линии шлюзов GUPC подвергся критике со стороны экспертов, утверждавших, что стоимость, указанная в заявке консорциума, очевидно занижена и что бюджет строительства будет превышен. Изначально канал планировалось открыть уже в нынешнем году, но из-за споров по поводу финансирования и технических задержек дату открытия пришлось перенести. По оценкам экспертов, доходы Панамы от прохождения судов через канал должны увеличиться после расширения в четыре раза.
Есть ли альтернативы Панамскому каналу
О строительстве на территории нынешнего Никарагуа трансокеанского канала задумывались еще испанцы в XVI веке, в конце XIX века был разработан проект и даже начались работы, но в итоге предпочтение было отдано Панаме. После чего об альтернативном никарагуанском маршруте на время забыли: при наличии Панамского канала в этом не было смысла. Но в последние десятилетия ситуация изменилась. Дело в том, что Панамский канал даже после расширения, которое должно завершиться к 2015 году, не сможет принимать нефтяные супертанкеры и другие крупногабаритные суда. Новый же, проект Никарагуанского канала рассчитан с учетом именно на них, и даже с запасом.
Яна Рождественская