Как обустроиться на новом месте экспату с проблемным ребенком

Когда начальник предложил Клэр Аллам перевестись из лондонского офиса в шанхайский, ей захотелось тут же позвонить мужу и радостно крикнуть в трубку: «Поехали!- Сотрудник отдела по работе с персоналом в EY, Аллам давно чувствовала, что и ей, и ее семье нужны перемены в жизни. Это чувство возникло, когда врачи выявили у ее пятилетнего сына Хью отставание в развитии от возрастной нормы из-за потери слуха. Женщина считала, что жизнь на новом месте может воодушевить и дать новые силы. Но в реальности все оказалось непросто. В Шанхае супруги Аллам быстро нашли школу для старшей дочери, но ни одно из местных учебных заведений не было приспособлено к нуждам Хью. Хорошо, что в этот момент вмешался начальник Аллам. Он предложил поменять Шанхай на Гонконг, где выбор учебных заведений был шире. Так Аллам смогла переехать на работу в другую страну, а Хью пошел в нужную ему школу.

Сейчас мальчику уже 13 лет. Он легко общается с окружающими, играет в гольф и даже умеет есть китайскими палочками с той же легкостью, с какой общается знаками на языке глухонемых.

Переезд в страну с незнакомой системой здравоохранения и образования всегда сопряжен с трудностями. Особенно если вы не говорите на местном языке и чувствуете себя одиноко без поддержки старых друзей. Но если к обычным проблемам добавляются серьезные детские болезни или неспособность ребенка к обучению вследствие, например, дислексии или аутизма, то риск не прижиться на новом месте возрастает. «Мы летели в Гонконг полные надежд. И все же у меня в голове вертелся вопрос: а что если это не сработает?» - вспоминает Аллам.

Вредный престиж

Компания оплачивает самые необходимые нужды переезжающих работников и их семей. Но порой для семьи с необычными нуждами надо выделять дополнительные средства, на которые родители могли бы заранее, еще до начала командировки, слетать с ознакомительным визитом в страну назначения и выяснить, какие необходимые услуги они смогут здесь получить.

Элисон Брикнелл, жена сотрудника азиатско-тихоокеанского подразделения одной крупной международной компании, сама родом из Южной Африки. Она говорит, что теперь, оглядываясь назад, понимает, что ей и ее мужу надо было тщательнее выбирать школу в Шанхае для их детей, когда они приняли решение о переезде. Вместо этого они поместили дочь и сына, который страдал синдромом дефицита внимания и гиперактивности, в престижную школу с высоким процентом поступающих в университет после экзаменов на аттестат. Через некоторое время сын стал отставать от программы, и администрация школы попросила перевести его в другое учебное заведение. Сейчас Брикнелл собирается перевозить детей обратно домой, а ее муж в спешном порядке завершает все свои дела в Китае.

Джулия Баркс, директор Shine Academy, шанхайской школы, учрежденной родителями с «особыми- детьми, говорит, что такие случаи нередки. Международные школы, особенно азиатские, очень «ориентированы на результат». Агентства, организующие переезд сотрудников, предлагают их семьям с Запада, так как считают, что те непременно захотят устроить детей в престижное учебное заведение. При этом нужды конкретного ребенка не учитываются.