У «Вымпелкома» снизилась квартальная выручка

ОАО «Вымпелком» - российское подразделение Vimpelcom Ltd. - вчера отчиталось за IV квартал и весь 2013 год. Компания преподнесла инвесторам неприятный сюрприз: оказалось, что ее операционная выручка в октябре - декабре снизилась по отношению к аналогичному периоду предыдущего года на 4% до 70,7 млрд руб., сервисная выручка от мобильных услуг сократилась на 2% в год до 56,3 млрд руб. Оператор объяснил это главным образом единовременными списаниями в конце 2013 г. на 1,4 млрд руб. Они образовались из-за скидок в роуминге, которые оператор в течение года предоставлял своим партнерам, а в конце года отразил в отчетности. К списаниям привело и снижение выручки от контента, объяснили представители «Вымпелкома». EBITDA в IV квартале также снизилась - на 6% до 30,4 млрд руб.

В целом за год «Вымпелком- сохранил положительную динамику: операционная выручка выросла на 2% до 289,9 млрд руб., сервисная - на 1% до 229 млрд руб., EBITDA - на 1% до 121,4 млрд.

Падение российской выручки - одна из основных причин сокращения и общих доходов Vimpelcom Ltd., сказал «Ведомостям- гендиректор этого холдинга Джо Лундер. Среди факторов, замедляющих развитие «Вымпелкома", он назвал опоздание с инвестициями в 3G-сеть: в 2008-2009 гг., когда экономика переживала кризис, оператор решил сэкономить на капвложениях и дал конкурентам возможность захватить лидерство на рынке мобильной передачи данных. В конце 2013 г. 3G-сеть «Вымпелкома- стала наконец сопоставимой по качеству и по охвату с сетями «Мегафона- и МТС, говорит Лундер, но чтобы избавиться от имиджа «отстающего", оператору нужно больше времени.

Гендиректор ОАО «Вымпелком- Михаил Слободин рассказал, что в 2013 г. компания «до конца идентифицировала все свои проблемные зоны- и уже начала работать над их устранением. Компания сосредоточилась на четырех основных направлениях: улучшении качества связи, удобстве клиентского сервиса (в том числе через развитие монобрендовой сети), создании выгодных тарифов и услуг и повышении прозрачности списаний и информирования клиентов. Увеличение ARPU в I и II кварталах будет, пообещал Слободин. Но, по его мнению, серьезного влияния на выручку этот фактор пока не окажет - он ожидает, что динамика будет выправляться «постепенно».

Снижение выручки год к году - первое в истории «Вымпелкома- и всей большой тройки сотовых операторов. До сих пор наблюдалось только снижение выручки к предыдущему кварталу, причем происходило это в конце года (у МТС) и в начале (у всех трех операторов, см. график). В сотовом сегменте принято сравнивать результаты одних и тех же периодов, говорит аналитик Deutsche Bank Игорь Семенов. Ведь каждый квартал - это отдельный сезон со своими особенностями. Первый квартал традиционно слабый: абоненты меньше разговаривают в праздники, а февраль - самый короткий месяц в году. Самые сильные - второй и третий, а четвертый вновь слабее. В это время операторы часто проводят различные списания, а люди меньше времени проводят вне дома и, соответственно, меньше общаются.

Семенов указывает, что рынок сотовой связи замедляется. Это происходит не только в России, но и во всем мире. Люди больше разговаривать не станут, объясняет Семенов. В то же время, говорит он, операторы могут попробовать компенсировать замедление продажей пакетов передачи данных. Получится у них это или нет - покажет время, заключает аналитик. Аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин прогнозирует, что и у конкурентов «Вымпелкома- в 2014 г. динамика по основным финансовым показателям окажется «близкой к нулевой».