«Точное количество мест, где будут подниматься сиденья, должен определить производитель, но нам рекомендовали шахматное чередование. Это нужно, чтобы нагрузка на вагон распределялась равномерно», − пояснил он. Вайсбурд также отметил, что количество поднятых мест не будет достигать половины.
В новом техническом задании на разработку вагонов, которое было опубликовано 25 декабря, указаны минимальные требования к ним, отметил Александр Вайсбур. Это техзадание в несколько раз «тоньше», чем первая версия, которая была опубликована еще в 2012 году. Поднимающиеся сиденья в нем тоже не указаны, однако власти не отказываются от этой идеи, просто отдают технические подробности на усмотрение производителям. «Кроме того, в ТЗ указано 36 сидячих мест - это минимум, в итоге, производитель может установить и больше»,− пояснил Вайсбурд. Он также отметил, что ни один из потенциальных участников конкурса не имеет уже готовых решений, полностью соответствующих техническому заданию.
В целом список потенциальных претендентов за последние месяцы не изменился, отметил Вайсбурд. В качестве претендентов на участие в конкурсе называют канадскую компанию Bombardier, корейского производителя Hyundai, немецкого Siemens, испанскую компанию CAF, французскую Alstom, японскую Hitachi, «Уралвагонзавод», «Трансмашхолдинг», ОАО «Синара», питерские ЗАО «ВАГОНМАШ- и ОАО «Октябрьский ЭВРЗ», а также украинский «Крюковский вагоностроительный завод».
Отметим, что ранее компания Siemens просила метрополитен разрешить производство вагонов из алюминия, в то время как по Москве курсируют только стальные составы. В новом техническом задании прямого указания на материал, которым должны обшивать вагоны нет, однако, по словам Александра Вайсбурда, алюминий в состав разрешенных металлов не входит. К слову, другая поправка Siemens - установить максимальную скорость не 100 км в час, а 90, была учтена. «Для обеспечения требуемой технической скорости 48 км в час будет достаточной величина конструкционной скорости 90 км в час, - писали представители компании метрополитену в 2012 году. - Любое ненужное увеличение конструктивной скорости приведет к увеличению габаритных размеров тягового оборудования и тележек, и, как следствие, к увеличению веса вагона и его более высокой цене». Отметим, что Siemens может выйти на конкурс совместно с корпорацией «Русские машины».
Напомним, что столичный метрополитен объявил конкурс на разработку и поставку 832 новых вагонов до 2017 года. На 30-летнее обслуживание поездов по контракту жизненного цикла будет потрачено 143,9 млрд рублей. Первые 11 составов придут уже в первом квартале 2014 года, каждый квартал следующего года будет добавляться еще по 11 новых поездов. Максимальная вместимость новых вагонов составит 10 сидящих и стоящих пассажиров на 1 кв. метр, номинальная - 6 пассажиров на 1 кв. метр. В каждом вагоне будет по 36 мест для сидения (в стандартных вагонах Мытищинского завода - 40-44), и одно место в головном вагоне для инвалидной коляски. Проходы между вагонами будут сквозными.
Месячный платеж метрополитена за владение и пользование одним вагоном может составить 562,8 тысячи рублей, а за сервисное обслуживание - 181,3 тысячи рублей. В 2014 году стоимость меняться не будет, а для поставок, начиная с 1 апреля 2015 года, она может быть проиндексирована. Обслуживание новых вагонов будет осуществляться в электродепо «Владыкино», «Новогиреево- или в других, по согласованию с метрополитеном. По истечении 30 лет контракта жизненного цикла подземка выкупит вагоны за 10 тысяч рублей каждый. Производители будут подавать заявки до 7 февраля, а победитель конкурса определится 17 февраля. Метрополитен рассматривает в качестве поставщика только крупные компании - с годовой чистой прибылью в размере не менее 2 млрд рублей за последние 3 финансовых года и наличием капитала и резервов не менее 5 млрд за 3 финансовых года. При этом допускаются коллективные участники. Таким образом, отечественные компании смогут объединиться с зарубежными.
Руководитель департамента внешних связей «Трансмашхолдинга- Артем Леднев сказал M24.ru, что компания заинтересована в конкурсе и сейчас изучает техническое задание. При этом Леднев затруднился сказать, будет ли холдинг участвовать в тендере метрополитена самостоятельно или совместно с французским производителем Alstom. Начальник департамента развития производства ОАО «НПК Уралвагонзавод- Алексей Чуркин заявил M24.ru, что компания также сейчас занимается изучением технического задания тендера. «Если мы выйдем на конкурс, то совместно с канадской компанией Bombardier», - пояснил он.
Напомним, «Уралвагонзавод- сейчас разрабатывает для Москвы трамвай нового поколения, первые поставки начнутся уже в 2014 году. Изначально производитель также планировал делать новый трамвай совместно с Bombardier, однако потом договорился с польской компанией PESA. «Дело в том, что у Bombardier не оказалось трамвая, подходящего под требования российской столицы, а его разработка заняла бы слишком много времени и стоила бы недешево. Что касается метро, то мы хотим сотрудничать именно с Bombardier», - пояснил Чуркин.
Ведущий эксперт управляющей компании «Финам Менеджмент- Дмитрий Баранов пояснил, что самыми реальными кандидатами на конкурс являются «Метровагонмаш- (входит в состав ЗАО «Трансмашхолдинг-), который производит поезда типа «Русич- и «Ока- для столичной подземки, и питерская компания ЗАО «ВАГОНМАШ». «В то же время у "Уралвагонзавода", например, в наличии нет вагонов для метрополитена, если понадобится замена подвижного состава, везти их будет слишком долго», - отметил Баранов.
Эксперт отметил, что ежемесячный платеж, который метрополитен предложит подрядчику за использование и обслуживание одного вагона в месяц, - вполне адекватная сумма. «Поскольку контракт жизненного цикла подразумевает, что предприятие берет на себя все расходы на изготовление, поставку и обслуживание вагонов, всю ответственность за их работу, а прибыль начинает получать далеко не сразу». По словам Баранова, только крупные компании смогут произвести необходимое количество вагонов за свой счет.
По словам эксперта общественной организации «Город и транспорт- Владимира Свириденкова, компания Siemens вряд ли откажется принимать участие в конкурсе из-за того, что метрополитен запретил использование алюминия в обшивке вагонов. «У Siemens есть вагоны, сделанные из стали. Остается только понять, выдержат ли они ценовую конкуренцию с другими производителями»,− заявил Свириденков.
Эксперт отметил, что поднимающиеся сиденья в новых поездах - это разумное решение со стороны столичных властей. «В час пик трудно говорить о каком-либо комфорте в метро. А благодаря тому, что часть сидений уберут, больше пассажиров сможет поместиться в вагоне»,− пояснил эксперт. По его словам, прогнозировать, насколько увеличится вместимость вагонов, можно будет, когда производители начнут предлагать свои решения.
Дарья Миронова, Марина Курганская