О внедрении в России услуги переноса мобильного номера (MNP - mobile number portability) в Минкомсвязи заговаривали с 2004 г., но дальше слов дело не шло. Тем более что операторы постоянно уверяли, что услуга не будет популярной. С мертвой точки дело сдвинулось благодаря Дмитрию Медведеву, уделявшему в период своего президентства много внимания высоким технологиям. К примеру, только благодаря ему в 2010 г. в Москве появилась мобильная связь третьего поколения. А в 2012 г. Медведев потребовал от Минкомсвязи отменить «мобильное рабство».
Весь 2013 год операторы пытались отложить введение MNP, объясняя Минкомсвязи и курирующему связь вице-премьеру Аркадию Дворковичу, что нормативные акты не готовы, что предновогодний декабрь - худшее время для кардинальных изменений, что оператор базы данных перенесенных номеров так и не выбран и т. д. В итоге правительство согласилось на компромисс: заявления на переход к другому оператору с сохранением номера абоненты могут подавать с 1 декабря 2013 г., но приступить к реальному обслуживанию таких абонентов операторы вправе до 15 апреля 2014 г. Правда, и в таком режиме не обошлось без накладок - сотни заявок были аннулированы (в основном из-за «несовпадения персональных данных-), а операторы завалили Минкомсвязи жалобами на конкурентов, не желающих отпускать абонентов.
По данным ЦНИИС, обслуживающего базу данных перенесенных номеров, на утро вчерашнего дня (т. е. за неполный месяц действия услуги) абоненты подали 22 005 заявок на перенос номера и только 232 мобильных номера были успешно перенесены. Минкомсвязи прогнозировало, что в течение 2014 г. будет перенесено примерно 3 млн номеров, или 250 000 в месяц. Министр связи Николай Никифоров ожидает, что к весне, убедившись в работоспособности услуги, абоненты станут пользоваться MNP активнее.
Уровень осведомленности людей об услуге MNP остается очень низким, говорит директор по развитию «Коминфо консалтинга- Евгений Соломатин. Учитывая консервативность абонентов, особенно в регионах, наличие у многих пользователей нескольких sim-карт и незаинтересованность операторов в MNP, сложно ожидать «взрывного- роста спроса, считает он.
В ближайшем будущем у операторов может возникнуть и дополнительная головная боль. Если в прошлом году Никифоров говорил, что у регулятора нет других рычагов влияния на качество мобильной связи, кроме услуги MNP, стимулирующей конкуренцию, то к концу 2013 г. Минкомсвязи добралось и до лицензионных условий. Госкомиссия по радиочастотам постановила, что теперь, получая или продлевая разрешение на использование частот, оператор должен будет взять на себя обязательство за семь лет покрыть все небольшие населенные пункты соответствующего региона (от 1000 жителей - при получении частот низких диапазонов, от 2000 - средних и от 10 000 - высоких).
Это решение Минкомсвязи не оригинально - подобные обременения существуют и в других странах, которые хотят обеспечить возможность пользоваться современными услугами связи максимальному количеству граждан, говорит аналитик Deutsche Bank Игорь Семенов. А учитывая, что в случае с частотами для GSM и 3G обязательство будет распространяться только на те населенные пункты, куда уже проведена оптоволоконная связь, это обременение можно назвать щадящим, считает он.