О том, что крупный автодилер «Автомир- прекращает сотрудничество с АвтоВАЗом, «Ъ- рассказал источник на рынке. Эту информацию подтвердили в «Автомире», сообщив, что «по обоюдному решению дилерское соглашение на 2014 год не перезаключено». Причиной в компании назвали оптимизацию портфеля брендов. Но источник «Ъ- в «Автомире- утверждает, что отказ связан с автосервисом: «Сервисное обслуживание приносит неплохой доход, но покупатели Lada редко ремонтируются у нас, предпочитая неофициальных дилеров». Сейчас «Автомир- распродает остатки Lada Granta и Kalina.
ГК «Автомир» - крупнейший столичный продавец автомобилей, из 45 его салонов 17 находятся в Москве. Холдинг является дилером 20 марок, среди которых Citroen, Chevrolet, Hyundai, Kia, Mitsubishi, Mazda, Nissan, Volkswagen. Согласно СПАРК, 100% акций ГК владеет глава совета директоров Александр Митьков. В 2012 году «Автомир- продал 89,1 тыс. машин, из них 57,4 тыс.-- в столице, выручка холдинга - 89,4 млрд руб., в том числе 6,7 млрд руб.-- на автосервисе. По данным «Автомира», в 2012 году продано 4,71 тыс. машин, а в этом планирует реализовать около 2,5 тыс.
Из крупных дилеров Lada в Москве остался только «Автогермес». В компании не комментируют взаимоотношения с заводом, в АвтоВАЗе на запрос «Ъ- не ответили. Lada в Москве продают и небольшие дилеры - «Автокомплекс», «Авторезерв», АЛАН-авто, «Бруклин», «Лада Центр», «Мега Моторс». До кризиса у Lada было несколько крупных продавцов в столице - «Инком-Авто», «Элекс-Полюс», «Ростокино-Lada», но они закрылись в 2009 году, тогда же от продаж Lada отказался «Фаворит Моторс». До этого на шесть крупнейших дилеров приходилось до 70% продаж Lada в Москве, говорит президент «Фаворит Моторс- Владимир Попов. Он видит в отказе «Автомира- от Lada плохой признак: «Если даже старейший партнер АвтоВАЗа отказался с ним работать, значит, ситуация для них в Москве тяжелая».
Сергей Целиков из «Автостата- находит решение «Автомира- логичным, поясняя, что дилеры все чаще пытаются заработать в первую очередь на сервисе. Но в регионах дилеры АвтоВАЗа не испытывают проблем с сервисом. «Очередь на ремонт расписана на неделю вперед»,-- говорит гендиректор петербургского салона Lada «Интей- Алексей Румянцев. «В последнее время покупатели Lada все чаще обращаются к нам, а не к неавторизованным дилерам»,-- подтверждает замгендиректора казанского «КАН-авто- Сергей Чернов (продает 16-18 тыс. Lada в год). По оценке дилера Lada в Ростове-на-Дону «Кристалл», у него ремонтируется 50% проданных машин.
Москва, где за январь--ноябрь 2013 года было продано 32,3 тыс. Lada, уже не крупнейший регион продаж: лучше Lada продается в Самарской области и Татарстане (за 11 месяцев 2013 года - 39 тыс. и 36,1 тыс. машин соответственно). При этом регионы до сих пор, несмотря на общее падение продаж, сталкиваются с нехваткой моделей, например Largus. Спрос на нее (на рынке с июля 2012 года) вырос в январе--ноябре на 322%, до 51,3 тыс. машин. Объем продаж Lada в России за этот период упал на 19%, до 417,3 тыс. штук, по сравнению с 2012 годом.
Пик продаж Lada в Москве пришелся на апрель (5,6 тыс. штук), в остальные месяцы спрос не превышал 2,3-2,7 тыс. машин. Спрос на продукцию АвтоВАЗа в Москве снижается с 2008-2009 годов, а среди брендов Lada находится во второй десятке, констатирует Сергей Целиков. Но, считает Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала», дилеры получают за Lada неплохую маржу и объемы «Автомира», видимо, перераспределятся между мелкими продавцами. Но опрошенные «Ъ- дилеры сообщили, что перед ними стоит задача стабилизации продаж, а не роста.
Юлия Ъ-Галлямова; Вадим Ъ-Водолазов, Ростов-на-Дону; Екатерина Ъ-Вьюшкова, Самара; Сергей Ъ-Титов, Ульяновск