С 1 января сигареты подорожают на 17-20%

Производители табака начали объявлять новые цены на свою продукцию. Из-за увеличения ставки акциза пачка сигарет подорожает в среднем на 9 рублей, в итоге самые дешевые сорта обойдутся курильщикам в 40-45,5 рубля за упаковку. При этом если год назад основной финансовый удар приняли на себя потребители дорогих марок, то в следующем году в большей степени цены подтянутся на сигареты нижней и средней ценовых категорий.

На сайте Федеральной налоговой службы (ФНС) появились сведения о максимальных розничных ценах на табачную продукцию, которые будут действовать с 1 января 2014 года. Цены на часть своего ассортимента уже задекларировала «большая тройка- табачной отрасли: «БАТ Россия», Japan Tobacco International (JTI) и Philip Morris International Russia (PMI).

С нового года из-за роста акцизов каждая пачка прибавит в розничной цене в среднем 9 рублей, это на два рубля больше, чем в текущем, - с 1 января 2013 года среднее повышение розничной стоимости не превысило 7 рублей за упаковку. C 2013 по 2016 год акциз (исходя из расчета стоимости на 1 тыс. сигарет с фильтром) увеличится с 500 рублей (плюс 8% от расчетной стоимости) до 1,2 тыс. рублей (плюс 9,5% от расчетной стоимости).

- По нашим расчетам, рост акциза на 42% от текущей ставки в 2014 году увеличит стоимость пачки в среднем на 9 рублей, - подсчитали в пресс-службе JTI.

Производители табака обращают внимание, что рост будет происходить неравномерно: какие-то марки подорожают сильнее, на каких-то - грядущее повышение акциза отразится в меньшей степени. По оценкам представителей отрасли, в следующем году сильнее всего рост заметят потребители продукции экономичного и среднего ценового сегментов.

Так, к примеру, самый продаваемый в России бренд компании JTI - сигареты Winston подорожают на 17% (ровно столько в процентном отношении составят те самые 9 рублей от розничной стоимости пачки этих сигарет. - «Известия-) от цены 2013 года. Согласно задекларированным производителями данным, самые дешевые сорта в следующем году обойдутся курильщикам не менее чем в 40-45,5 рубля за упаковку. 40 рублей потребитель заплатит за пачку Rothmans Demi, а вот наиболее популярная «Ява Золотая- в мягкой пачке не будет стоить дешевле 45 рублей. Чтобы массовый потребитель не испытал сильного шока от новых цен, в рознице табачная продукция будет дорожать постепенно, по мере распродажи остатков по ценам 2013 года.

- По нашим подсчетам, средняя цена пачки увеличится на 21% - до 52 рублей. Причем на налоги придется больше половины стоимости, - сообщил директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия- Александр Лютый.

По его словам, рост цен не повлияет на сокращение числа курильщиков, но станет причиной перехода потребителей сигарет на более дешевую или контрафактную продукцию.

- В некоторых регионах страны доля нелегальной продукции на табачном рынке достигла критического уровня. В Республике Дагестан, например, это 19,3% рынка, то есть около 1,34 млрд сигарет, которые могли бы принести в бюджет около 1,5 млрд рублей налогов и сборов, - напомнил представитель БАТ.

В связи с увеличением розничных цен эксперты прогнозируют очередной спад продаж. По разным оценкам, в 2014 году табачный рынок России ждет падение от 7% (данные Росстата) до 11% (прогноз компании PMI). Аналитики отмечают, что табачные компании окажутся в тяжелой ситуации, поскольку компенсировать растущие издержки повышением цен будет все сложнее. Обычно производители табака повышают цены несколько раз в год, что обусловлено не только ростом акцизов, но и производственными издержками. К примеру, согласно данным ФНС, с декабря 2012 года по декабрь 2013-го максимальная розничная цена на пачку сигарет LD RED увеличилась с 37 до 50 рублей, пачка «Явы Золотой Оригинальной- подорожала с 39 до 52 рублей, Dunhill Master Blend Gold - c 82 до 95 рублей. То есть с учетом постепенного покрытия издержек среднее увеличение розничной цены за год составило 13 рублей, из которых акцизных было не более 7 рублей.

- Табачные компании не будут поднимать МРЦ (максимальные розничные цены. - «Известия-) в течение года - вопрос цены сейчас является ключевым для сохранения объема рынка и доли на рынке. Вероятно, производители в будущем прибегнут к такому способу управления издержками, как сокращение производственного персонала, - прогнозирует партнер практики «Инвестиционное консультирование- консалтинговой группы «НЭО Центр- Елена Шалимханова.

Эксперт MFX Broker Юрий Прокудин, в свою очередь, предрекает сокращение ассортимента. По его мнению, с рынка могут быть выведены самые «невыгодные- бренды.

MFX оценивает объем рынка табачной продукции в России в 346 млрд штук сигарет в год, или 800 млрд рублей в денежном выражении.