Facebook готовится к SPO

Крупнейшая в мире соцсеть Facebook готовится ко вторичному размещению акций (SPO). Продавцом акций класса А станет сама соцсеть, ее основатель и гендиректор Марк Цукерберг и член совета директоров Марк Андрессен. Цукерберг продаст почти 41,4 млн акций, его коллега - 1,64 млн, еще 27 млн - сам соцсеть. Дата и цена, по которой будут реализованы бумаги, пока неизвестны. Но исходя из сегодняшней оценки Цукерберг может получить более $2,3 млрд, его коллега - $90 млн, сама соцсеть - $1,5 млрд. К 21:48 мск акции Facebook на Nasdaq дешевели на 2,52% до $54,16 за штуку. Капитализация составила $133,9 млрд. За год бумаги Facebook подорожали на 97%.

Цукерберг также реализует опцион на покупку 60 млн акций класса B. В результате его голосующая доля в компании незначительно сократиться - с 65,2% до 62,8%, пишет Financial Times. Акция класса А дает один голос, в то время как B - 10 голосов, а также возможность конвертировать бумагу в класс А (один к одному). Сначала бумаги класса В будут конвертированы в А, а потом проданы на бирже. Цукерберг использует средства от продажи акций класса А на покрытие налоговых обязательств, связанных с реализацией опциона на покупку бумаг класса B.

Facebook намеревалась провести SPO практически сразу после первичного размещения, которое состоялось в мае 2012 г. Но из-за стремительного падения котировок компания отказалась от планов. Facebook размещала акции по $38 за бумагу, но уже в первый день их цена упала ниже этой отметки, а позже продолжали дешеветь. Во время IPO соцсеть продала 421,23 млн акций. Цукерберг тогда продал 30,2 млн бумаг. После этого он свои акции больше не реализовывал. В начале сентября 2012 г. Цукерберг заявил, что не планирует продавать свои акции Facebook как минимум год.

Вне продажи бумаг через биржу Цукерберг также намерен подарить 18 млн акций стоимостью $1 млрд исследовательскому фонду Silicon Valley Community Foundation. В декабре прошлого года основатель соцсети передал 18 млн акций (тогда оценивались в $500 млн) организации, занимающейся вопросами образования, напоминает The Wall Street Journal.

По данным на сентябрь 2013 г., ежемесячная аудитория Facebook насчитывает 1,19 млрд пользователей, ежедневная - 728 млн человек. Выручка компании в третьем квартале 2013 г. по US GAAP составила $2,02 млрд, чистая прибыль - $425 млн.