По словам директора департамента по добыче газа, газового конденсата и нефти Газпрома Всеволода Черепанова, свободных мощностей трубопровода проекта «Сахалин-2- для проектируемого завода СПГ Роснефти нет.
«Я думаю, что без расширения, без строительства дополнительных лупингов или компрессорных станций в существующие мощности влезть не получится», - заявил он.
«Уже сейчас туда без расширения, без значительных капиталовложений не получится сырье подать, а если мы еще сами туда будем подавать, то не будет места», - цитирует его ПРАЙМ.
В данный момент «Сахалин-2» - единственный в России завод по производству сжиженного природного газа. Им управляет компания Sakhalin Energy, в которой Газпром владеет долей в 50% плюс одна акция, компания Shell - 27,5% минус одна акция, японским Mitsui и Mitsubishi Corporation принадлежит 12,5% и 10% соответственно. В 2010 году с запуском второй очереди завод вышел на проектную мощность 9,6 млн тонн СПГ в год. Проект действует по условиям соглашения о разделе продукции.
В декабре было принято решение о проектировании третьей линии производства на заводе. А между тем Роснефть собирается построить на Сахалине завод СПГ мощностью 5 млн тонн в год с объемом инвестиций в 15 млрд долларов. Для удешевления проекта компания попросила Минэнерго и Sakhalin Energy рассмотреть возможность доступа к инфраструктуре «Сахалина-2».
Это, в частности, 800-километровый газопровод, проходящий через весь Сахалин с севера на юг. Месторождения, которые Роснефть хочет использовать, находятся на севере, а завод планируется построить как раз на юге. Своей инфраструктуры у Роснефти на острове нет.
Газпром давно высказывается против строительства еще одного завода СПГ на Сахалине, который затевает Роснефть. Основной аргумент - существующего объема газа сахалинских месторождений будет недостаточно для загрузки нового завода. «Я как раз и хочу сказать, что не надо строить завод», - говорил начальник управления координации восточных проектов Газпрома Виктор Тимошилов. По его словам, Газпром готов выкупить месторождения проекта «Сахалин-3», принадлежащего Роснефти.
Роснефть же, в свою очередь, заключила соглашения купли-продажи СПГ, согласно которым она начиная с 2019 года планирует ежегодно поставлять компании Marubeni 1,25 млн тонн СПГ, Sodeco - 1 млн тонн, Vitol - 2,75 млн тонн. Получается, что весь объем выпуска СПГ - 5 млн тонн - законтрактован.
Но Тимошилов говорил, что эти договоренности не носят обязующий характер. «Смею вас уверить, у нас такой информации, что это действительно контракт, нет», - заявил он.
«В планах Газпрома есть расширение мощностей завода в рамках проекта "Сахалин-2". Если его мощность в настоящее время - порядка 10 млн тонн в год, то она могла бы вырасти до 15 млн тонн в год за счет строительства третьей линии», - сказал газете ВЗГЛЯД содиректор аналитического отдела Инвесткафе Григорий Бирг. Он добавляет, что помимо этого Газпром уже принял решение о строительстве СПГ завода во Владивостоке, причем планируется, что ресурсной базой первых двух линий мощностью 5 млн тонн каждая станет именно газ Сахалинского центра добычи.
«Таким образом, логично предположить, что потребуются дополнительные инвестиции для того, чтобы инфраструктура смогла транспортировать еще и газ Роснефти. Конкуренции на рынке СПГ уже не избежать. Поэтому, я думаю, вопрос лишь в том, кто возьмет на себя бремя дополнительных инвестиций в инфраструктуру», - отметил он.
У Роснефти есть разногласия схожего характера с Транснефтью. Последняя проинформировала Роснефть о невозможности обеспечения инфраструктурой ОАО «Восточная нефтехимическая компания- (ВНХК) в 2016-2020 годах и предложила перенести запуск на срок не ранее 2030 года.
По мнению Транснефти, для обеспечения поставки нефти на ВНХК потребуется практически новое строительство нефтепровода от Западной Сибири до Находки с расчетной стоимостью строительства более 250 млрд рублей. Да и вообще потребности Дальнего Востока в нефтепродуктах могут быть удовлетворены без строительства новых перерабатывающих мощностей в регионе. В свою очередь Роснефть требует от Транснефти увеличить возможности инфраструктуры и снизить тарифы.