Сколько сегодня платят троллям

Вопрос о вакансиях и резюме троллей привел рекрутеров в замешательство. Руководитель пресс-службы портала Rabota.ru Инна Деречей говорит, что подобных специалистов по объявлениям не набирают. Руководитель отдела аналитики рекрутингового портала Superjob.ru Валерия Чернецова припоминает, что резюме с формулировкой «имею опыт использования троллинга как инструмента продвижения- встречались на сайте раза три за все время, причем всем этим резюме в публикации было отказано. Со стороны клиентов Superjob.ru вакансий с требованиями «приветствуется опыт использования троллинга», «ищем профессионального тролля- никогда не было.

Договориться о терминах

Специалисты HeadHunter термин «тролль- в данном контексте считают неверным. Сегодня компании активно общаются с потребителями в социальных медиа: кому-то удается там строить продажи, кто-то повышает лояльность бренду, другие используют их как канал техподдержки, для СМИ важен трафик. Для этого, по словам руководителя пресс-службы HeadHunter Ивана Тютюнджи, компании нанимают людей, умеющих грамотно общаться с целевой аудиторией в социальных сетях и различных сервисах блогов. «Лет пять-семь назад это были маркетологи, которые раньше остальных увидели потенциал социальных сетей и овладели нехитрым набором технических навыков, потому что в основе своей эта работа очень близка к маркетингу и связям с общественностью. Тогда успешные представители этого направления были на вес золота и очень хорошо зарабатывали, порой вдвое больше, чем их коллеги из более традиционного маркетинга и PR, - рассказывает Тютюнджи. - Сегодня появились профессионалы, которые специализируются на работе в социальных медиа». По его словам, в агентствах есть позиции агентов влияния - людей, которые обычно «под прикрытием- должны управлять виртуальными дискуссиями в социальных сетях, блогах и форумах. Шутливое и пренебрежительное название агентов влияния - тролль или сетевой тролль, но так вакансии называют редко. Кроме того, часто социальные медиакомпании ведут или координируют штатные PR-специалисты или бренд-менеджеры, что в принципе бывает вполне оправдано, но все зависит от задач компании в социальных сетях. Сейчас на hh.ru в Москве открыто 266 вакансий для специалистов по работе с социальными медиа, как бы они ни назывались. А по России в целом - 642. Средняя предлагаемая зарплата - около 60 000 руб. в Москве и 34 000-40 000 руб. по России. «Каждая вакансия получает в среднем около 40-50 откликов от соискателей, - говорит Тютюнджи. - Специалистов по социальным медиа нельзя назвать дефицитными».

Амбассадоры печенек

«Следует разделять SMM и партизанский маркетинг, - советует Александр Лихтман, директор IT PR-агентства 2L-PR. - SMM появился из-за того, что социальные сети становятся более мощными медиа, чем собственно медиа. Партизанский маркетинг - это сомнительный с этической точки зрения инструмент: нанятые компанией фрилансеры регистрируются на тематических ресурсах и оставляют комментарии под видом простых пользователей. Часто такие комментарии легко выделить - например, по чересчур хвалебному тону (каким не пишут живые люди) или по наличию одинаковых комментариев на разных площадках». По его словам, специалисты по продвижению в социальных сетях есть сегодня в каждом PR-агентстве и его компания не исключение. Они выполняют в основном три варианта работы: ведут официальные страницы клиентов в соцсетях, отвечают на вопросы пользователей от имени компании и продвигают продукты клиентов в сторонних группах - в основном спонсируемые конкурсы, обзоры и новости в тематических группах или группах со смежной целевой аудиторией.